О газете
Архив номеров
Идет работа
Ссылки
Обновления
Главная страница
Номера 2001 г.
Предыдущий номер
Следующий номер
|
Метростроевец №37-38 (13015-13016)
12 октября 2001 г.
Спасибо вам, метростроевцы!
Эти слова звучали 3 октября буквально в каждом выступлении на торжественном заседании, посвященном 70 летию Московского Метростроя. Оно проходило в актовом зале Управления на Цветном бульваре.
На торжественном заседании генеральным директор Г.Я.Штерн сказал:
- Много событий свершилось за 70 лет в нашей стране, но во все времена Московский метрострой добросовестно выполнял порученное ему дело. И не зря на знамени нашего коллектива четыре ордена.
Московское метро - один из символов нашей столицы. Его продолжали строить и во время Великой Отечественной воины, это вселяло уверенность в наших бойцов и говорило о том, что Москва никогда не будет сдана врагу.
В 90-е годы некоторые чиновники посчитали, что метро можно не инвестировать из федерального бюджета, хотя у нас уже был сделан задел более чем на 40 км. Упали темпы строительства. И только с 1999 года, благодаря поддержке правительства Москвы и лично Юрия Михайловича Лужкова, появилась возможность продолжать строительство.
Огромную помощь в это время оказала нам Корпорация "Трансстрой", которая дала объемы на МКАД и на Третьем транспортном кольце. За два года была сооружена уникальная Кутузовская развязка. Сегодня Московский Метрострой возрождается, и мы уже видим свет в конце тоннеля.
Г.Я.Штерн поблагодарил всех кто пришел в этот день на праздник, пожелал метростроевцам крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов.
Б.В.Никольский первый заместитель мэра в правительстве города, зачитал приветствие мэра Москвы Ю.М.Лужкова. И от себя добавил:
- Я счастлив, что занимаюсь вопросами метростроения и работаю с Метрополитеном, с Метростроем. Считаю что это образцовые коллективы, которые умеют делать все высококлассно, в установленные сроки. Метрострой и Метрополитен знакомы каждому москвичу. Ваш труд особенно ценят горожане ведь это труд для людей, для нашего замечательного города. Счастья вам, друзья!
Поздравив коллектив с юбилеем, заместитель председателя Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Н.В.Зацаринский вручил Метрострою Почетную грамоту Госстроя Российской Федерации "за достигнутые успехи в строительстве подземных транспортных коммуникаций, объектов промышленного и гражданского назначения в городе Москве и в связи с 70-летием со дня основания".
В заключение своего выступления Н.В.Зацаринский подчеркнул что с 2000 года половина денег освоенных на строительстве Московского метрополитена - это деньги федерального бюджета, такие же инвестиции будут и в дальнейшем.
Высгупившии далее президент Корпорации "Трансстрой" В.А.Брежнев отметил, что Московский Метрострой всегда отличался добротной работой хорошими специалистами и хорошими руководителями.
- Метрострой - сказал он, - богат высокопрофессиональными кадрами, которые своим трудом, своими знаниями, полученными в Москве, помогали осваивать метростроение на большой территории Советского Союза в 14 городах. Метрострой дал специалистов для строительства знаменитых тоннелей на БАМе. Везде, где были московские метростроевцы, всегда был порядок, была передовая технология и всегда была достигнута победа.
Мужество руководителей Метростроя в том, что в самый трудный момент они проявили волю и вышли на поверхность Москвы. Это дало заработную плату, это дало возможность коллективу развиваться дальше.
Много добрых слов прозвучало в выступлении начальника Метрополитена Д.В.Гаева.
- В 1931 году принято решение о строительстве метро. В 35-м мы поехали При этом в недрах Метростроя были созданы структуры которые готовили метрополитен к эксплуатации. И сегодня в нашем коллективе еще работают несколько человек которые пришли с Метростроя после пуска первой очереди. Это говорит о том, что наши организации едины. Были есть и будут.
Я хотел бы отметить громадную роль Московского метростроя в том что эгот вид транспорта получил широкое распрохранение во многих городах России в столицах Союзных Республик бывшего СССР, а гакже в Будапеште, Варшаве, Софии и Праге. Организация стала кузницей кадров для метростроения на громадном пространстве земного шара. Метрополитены, которые вы строили, по своей надежности во многом превосходят западные аналоги в чем убеждаются зарубежные эксплуатационники, приезжая в Москву знакомиться с нашим опытом.
Уверен что прекрасное будущее ждет вашу организацию. Позади осталось тяжелое время, началась активная работа Метростроя, началось возрождение коллектива.
Сегодня здесь прозвучало, что Российская Федерация на 50 процентов финансирует строительство метро в Москве. По планам следующего года в целом (не только по Метрострою, но и по прочим подрядным организациям) предстоит освоить 6 млрд рублей на метростроении. И как вы слышали, 3 млрд дает Российская Федерация. Будем в это твердо верить.
Предстоит громаднейшая работа. Мы с вами должны возродить "Воробьевы горы", мы с вами должны прийти в Северное Бутово, в Южное Бутово, на "Парк Победы". Причем это планы ближайших двух-трех лет. И есть все основания верить в то, что они будут выполнены. Поздравляю вас с праздником, уважаемые коллеги!
Тепло и сердечно поздравил метростроевцев генеральный директор Трансинжстроя Ю.П.Рахманинов.
- Дорогие друзья! - сказал он - Вы даже не представляете, какие чувства испытываю я в этих стенах. Я родился на Метрострое. Эта организация дала мне все - и желание работать, и желание проявить свои силы и способности, и учиться, и любить, и дружить. До сих пор у меня, друзья на Московском Метрострое, хотя давно уже здесь не работаю. Метрострой - это добрая, мудрая, теплая организация. Низкий поклон вам всем за то, что в эти годы сумели ее сохранить. Ее нельзя терять, она должна жить вечно. А 70 лет - это не возраст. Счастья вам, здоровья, удачи и долгих лет жизни!
Генеральный директор Санкт-Петербургского Метростроя В.Н.Александров передал привет и самые наилучшие пожелания от метростроителей города на Неве, В.И.Петренко - от украинских метростроителей, начальник Бакинского Метростроя Ш.К.Эфендиев - от азербайджанских коллег. Представитель уральских тоннельщиков В.П.Абрамчук пожелал, чтобы "всегда над шелыгой свода была удача!".
С приветствиями выступили также заместитель председателя правления Тоннельной ассоциации России С.Н.Власов, председатель Московской федерации профсоюзов М.Д.Нагайцев, президент ОАО "Метрогипротранс" В.М.Абрамсон, вице-президент Московского фонда мира Л.П.Слащева и первый заместитель председателя правления Фонда В.А.Огнев. Сидящим в зале ветеранам было радостно слышать, что метростроевцы - элита российских строителей, что Московский Метрострой - это духовный материк нашего Отечества. Именно за высокую службу Отечеству метростроевцев любила вся страна, о них слагались песни и ставились фильмы.
С большим чувством говорил о Московском Метрострое бывший сменный инженер СМУ-6, ныне первый проректор Московского государственного горного университета, профессор, доктор наук Б.А.Картозия.
- Закалка, полученная в коллективе Метростроя, тот заряд жизненной силы, помогают мне до сих пор, - признался он.
Здоровья, счастья, хороших заказов, новых трудовых побед и заслуженных наград пожелал своим коллегам профессор Картозия и сказал, что двери Московского горного университета всегда открыты для детей, внуков и правнуков метростроевцев.
Торжественное заседание, посвященное 70-летию Московского о Метростроя, закрылось, но еще долго продолжались дружеские встречи, приветствия, пожелания, воспоминания.
Ф.Блинова.
Вести со строек
Развязка готова
Сейчас, когда вы читаете этот номер газеты, по-видимому, участка СМУ-5 на Нахимовском проспекте уже не существует. Во всяком случае, 27 сентября, когда я на нем побывал, метростроевцы в непривычно пустом котловане собирали остатки строительного мусора. Оба автодорожных тоннеля уже находились на своих проектных отметках под четырехпутной железном дорогой Павелецкого направления, а у задней стенки котлована под частоколом свай вместо двух мощных упорных стенок навалом лежали их осколки, внушительные - но уже такие, которые можно было убрать на-гора и вывезти в отвал.
- Упорные стенки мы просто взорвали, - сообщил начальник участка Андрей Викторович Павленко. - Пригласили взрывников, и все проблемы были решены. Осталось убрать их осколки, разобрать крепление котлована и демонтировать стальные разгрузочные пакеты, укрепляющие железнодорожные пути.
- Намного просели тоннели?
- В пределах проектной отметки.
Между тем на участке многое изменилось, вернее - как такового участка уже не было. Трансгидрострой со своими бурильными установками буквально наступал на котлован, и экскаватор выбирал грунт последней перемычки между ним и надвигающимися конструкциями сборного тоннеля. Даже служебное помещение с раздевалкой и столовой оказалось изолированным изрытым пространством, а в котлован можно было попасть лишь перейдя железную дорогу и проникнув в тоннель.
- Ну как, испытываете вы сейчас гордость и удовлетворение? - спросил я у начальника участка, надеясь услышать буквально спровоцированный этим вопросом ответ. Но услышал совсем неожиданное.
- Нет, ничего я не испытываю. Обычная работа.
Удивленный, даже заглянул ему в глаза. Но там, кроме серьезности и усталости, ничего не было.
- А что теперь, чем займетесь?
- Пойду в отпуск. Как только прокололись вторым тоннелем, ушли в отпуск все кто мог, и мои механик участка, и даже начальник СМУ-5. Бригады уже отдыхали летом. Теперь моя очередь.
Нет, не такая уж это "обычная работа", подзабыл Андрей Викторович, как все начиналось и сколько волнений было на каждом этапе этого легендарного прокола.
Легендарного, потому что здесь все делалось, как гордо говорили рабочие, впервые в России. Давайте-ка мы припомним эти этапы.
Метод прокола железнодорожных насыпей готовыми тоннелями был разработан и внедрен в Германии и опробован у нас на небольшом участке с остановкой движения поездов. Но когда выяснилось, что тоннели нужно будет соорудить под Павелецкой железной дорогой, а на ней остановить движение поездов практически невозможно, 7-я мастерская Мосинжстроя предложила свой вариант. Проект был разработан, и М.Ю.Арбузов, у которого в характере бесстрашное увлечение всем новым, взялся воплотить его в жизнь.
Тогда-то и появился в самом конце Нахимовского проспекта участок метростроевцев Вдоль железнодорожного полотна вырыли узкий котлован, забетонировали мощную упорную стенку, привезли микрощит из Германии, установили - и стали вдавливать поперек путей, на 140 сантиметров ниже головки рельса, трубы диаметром 630 мм и длиной 28 метров, наращивая их из 4-метровых отрезков. Уже тогда обеспокоенные железнодорожники поставили этот отрезок пути под неусыпный контроль.
То было начало эксперимента, и необыкновенно заинтересованный им Андрей Викторович показывал мне хитрый "замок" из тавра и швеллера, при помощи которого трубы соединялись друг с другом, образуя цельный защитный экран Причем, то и дело проталкиваемая в грунт труба натыкалась на препятствие в виде балки, куска рельса, и тогда приходилось выпрашивать у железнодорожников "окно", выбирать сверху шурф и убирать помеху.
Наконец, защитный экран из 78 труб общей площадью чуть ли не в полторы тысячи квадратных метров был готов Теперь предстояло приступить к главному - разработать большой котлован, соорудить в нем стапели, отлить на них два железобетонных тоннеля 25 метровой длины, 20-метровой ширины и 8-метровой высоты, вооружить их ножом, отлить мощные упорные стены, собрать обойму из 58 100-тонных домкратов и вдавить ими эти тоннели в железнодорожную насыпь. Без остановки движения поездов.
Проектировщики и руководство СМУ-5 неусыпно следили за процессом. И если говорить о сооружении самих тоннелей - то да, это была обычная работа. Но когда уже готовый правый тоннель "вооружали" ножом, чтобы им прорезать тело насыпи, поволновались все, от бригад слесарей до главного инженера В.М.Хохлова. Но - установили, отрихтовали. А когда правый тоннель пошел вперед, на бровке котлована сгрудились даже рабочие Трансгидростроя.
То, что первый тоннель прошел до заданной отметки не так гладко, как хотелось бы - совершенно естественно и закономерно. Все расчеты в конце концов проверяются практикой. Сначала подкладываемые перед домкратами ряды бетонных блоков не выдержали давления и рассыпались, потом поторопились с выборкой грунта, и экран чуть провис... Метростроевцы вышли из положения, сменив блоки на железобетон и подняв просевшие железнодорожные пути вместе с экраном. Додавили тоннель.
А тем временем в котловане готовился левый тоннель. И оборудование его ножом, и сам прокол были здесь уже просто работой, нормальной, опробованной, не сулящей неожиданностей.
Подтвердилось, что таким методом сооружать развязки автомобильных и железных дорог и быстрее, и дешевле. Впрочем, такая развязка именно в этом месте, на Нахимовском, задумана была в первую очередь потому, что находящиеся рядом дома не позволяли "размахнуться" нормальной стройплощадкой. Места было лишь на один небольшой котлован да на набольшую площадку да на двухэтажную "времянку".
Итак, первый в России эксперимент завершен, и теперь не без гордости можно повторить, что в нем. приняли участие бригады метростроевцев В.Демидовича, В.Елизова, А.Калмыкова, Г.Квачакидзе, С.Клычникова, А.Лазутина, В.Малова, Ф.Николаева, А.Храпова... Кстати, в отличие от начальника участка, серьезного, уставшего и успокоенного, вид у проходчиков, слесарей и арматурщиков очень даже оптимистичный, лица светятся, и в них читается и гордость, и уверенность. Не забудем и механика участка О.Ковальчука, и диспетчера А.Войченкова, при необходимости перевоплощавшегося и в мастера, и в прораба. И заместителя начальника участка, старейшего метростроевца В.И.Лисицина. И механизаторов СМУ-9, среди них - виртуоза- крановщика А.Клюева. И многих, многих других, на этом объекте как бы ставших иными, на ступень выше. Припомним и сменного А.Шпанова, к сожалению, прямо на участке ушедшего от нас в мир иной.
Хорошая была работа. Как принято говорить у киношников на съемочных площадках - все молодцы, всем спасибо.
Итак, развязка готова. Что же дальше?
- Нам еще предстоит сделать примыкание к сборным тоннелям, после того как их соорудит Трансгидрострой. А пока они нас буквально гонят, чтобы не мешали. Так что еще придется вернуться, но ненадолго. А потом - будем ждать следующих заказов.
- Они предвидятся?
- Да, и разные. А пока идет их утверждение, демонтируем и "спрячем" нож: теперь это наш инструмент.
Итак, новая развязка в Москве соединила два очередных микрорайона, на сей раз Зюзино с Нагатино-Садовниками. Но не все так просто, потому что благодаря свершившемуся проколу уже вот-вот можно будет напрямую проехать от Филевского парка до Коломенских улиц. Трасса уже связала такие магистрали как Каширское, Варшавское, Калужское, Киевское, Боровское и Можайское шоссе, куда автотранспорт может попадать, минуя центр Москвы.
В.Мелик-Нубаров.
На снимке: заключительная фаза прокола: проталкивается под железнодорожную насыпь Павелецкого направления левый тоннель развязки - без остановки движения поездов. Виден и правый тоннель, уже находящийся на проектной отметке.
Фото А.Денисова.
Новости
Вспомнили добрым словом
1 октября, накануне 70-летия Метростроя, Д.Е.Метальников, Н.В.Глебов, И.В.Трофимов, Т.М.Лищук, М.Т.Богданова, Н.А.Простов, С.К.Илюхин, Л.А.Вепс, В.М.Тамразова побывали на Новодевичьем кладбище и положили цветы на могилы известных метростроевских руководителей Е.Т.Абакумова, И.Д.Гоциридзе, М.А.Самодурова, В.Д.Полежаева.
- Не было никакого митинга, - рассказал потом Дмитрий Евгеньевич Метальников, - просто постояли у могил и добрым словом вспомнили людей, которые создавали метростроевский коллектив, приумножали его славу.
Вручены почетные грамоты
8 октября генеральный директор Метростроя Г.Я.Штерн вручил Почетные грамоты работникам Управления Метростроя. Награждены "за большие успехи в труде и в связи с 70-летием коллектива" 22 человека. В их числе - Н.Т.Ададурова, Т.Ю.Гололобова, Л.Н.Ильина, Г.И.Мелешина, Г.В.Жадаев, А.Ю.Юшин, А.Т.Кондратенко, Т.В.Венгерова, Н.М.Калинина и другие.
Одним проемом меньше
Участок В.П.Брылева из СМУ-15 приступил к ликвидации проема, остававшегося до последнего времени в перекрытии вестибюля №1 станции "Аннино". Такую возможность строители получили после того, как монтажники СМУ-4 закончили опускать через него цепи и шкафы управления электроприводом эскалаторов. Ступени для трех эскалаторных лент и балюстраду будут по частям доставлять на наклон через вестибюль.
Идет путевой бетон
В прошлую пятницу, 7 октября, участок Н.А.Дюбакина из СМУ-12 укладывал путевой бетон в правом перегонном тоннеле за станцией "Аннино". Принято 114 кубометров, что позволило продвинуться от южного торца станции до портала, куда вышел щит СМУ-15.
На очереди - такой же 95-метровый отрезок в левом перегонном тоннеле. После этого на пусковом участке останется забетонировать до 1 ноября порядка 600 метров пути.
|